Igor (digest) wrote,
Igor
digest

Легенда N17

Посмотрели Легенду N17. Хороший фильм. С детства знакомые фамилии (кто из мальчишек не знал наизусть имена хоккеистов сборной СССР, да и не только СССР), горячо любимый форвард. Такой себе привет из прошлого. Думаю, фильм будет приятен и тем, кто хоккеем не интересовался и не слышал фамилии Харламов. В качестве критики отмечу два отрицательных момента. Во-первых, канадцы, на роль которых по-видимому взяли актеров из третьесортных фильмов про вампиров. Клыки конечно заменили клюшками, но скалились “хоккеисты” очень аутентично. Впрочем,  фильм снят на студии Михалкова, и это многое объясняет©. Второй момент — тоже визитная карточка Михалкова — бесконечный тупой героизм, но это хотя бы напоминало действительность. Да, все так и было. Страна ведь воспитывалась по Суворову Александру, чтоб его, Васильевичу.
Тяжело в учении, легко в бою. Сказать граф и генералиссимус мог бы и попроще: “Чтобы делать что-то хорошо, надо упорно тренироваться”. Но так как основным принципом заложенной им русской военной науки стало “не считать пушечное мясо”, смысловая нагрузка поговорки неуклонно сместилась на слово “тяжело”. Вам должно быть тяжело по-любому, причем скороее всего, будет тяжело дважды: и в учении,  и в бою. Если же вам посчастливилось попасть в легкий бой, не думайте, что жизнь покажется  медом: “тяжесть” вам обеспечат и в мирной жизни, согласно идиотским заветам великих людей.

Акцент на обязательной тяжести, на неотвратимости преододения трудностей, на закалке характера и поощрении героизма — настолько совковая черта, настолько въевшаяся в память, что просто оторопь берет! И она прекрасно показана в фильме. Войска в той стране не могли просто воевать: они должны были героически воевать. Партизаны не просто спокойно и профессионально занимались диверсиями в тылу врага: они должны были как минимум жертвовать жизни для официального признания их партизанами, причем неважно, насколько неоправданно и глупо. Да что там говорить, даже уголь в СССР добывался надрывом, кучей каких-то телодвижений, пропагандой и фанфарами.

Хокеей не был исключением. Если способному канадскому парню просто давали все условия для роста, учили и помогали в преодолении совершенно естесственных профессиональных трудностей, он мог сам стать звездой хоккея. А способного советского парня надо было обязательно ковать. Посылать в каку-то дыру во вторую лигу, унижать, избивать шайбами и вообще по-всячески учить родину любить©. Звездами у нас становились не от большой любви к своему делу, желании совершенствоваться, играть лучше других, а только благодаря тренерам-садистам, КПСС и Госкомспорту. В фильме не видно никакого таланта самого Харламова. Его личный вклад закончился на том, что он выплыл сам, будучи брошенным в воду (см. про пушечное мясо), и позволил превратить себя в дерьмо, из которого Тарасов потом слепил конфетку. Такое ощущение, что по заданию Партии могли слепить кого угодно, от танцора до штангиста. Ведь главное — характер, воля и слепая вера. А что парень просто умел и любил хоккей, так то совсем неважно.

На правду не обижаются, но вспоминать такую propaganda было немного грустно.
Tags: кино, критика, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments