Igor (digest) wrote,
Igor
digest

Про ультрарелигиозные партии

Слушал уважаемого Рази Баркаи, он устраивает "короткие знакомства" с новыми депутатами. Несколько дней назад одним из интервьюируемых был новоиспеченный депутат от партии Яадут Ха-Тора, мэр Бней-Брака в прошлом. Рази спросил его: "А кто твой раввин? К кому ты идешь с вопросами?", на что тот мгновенно ответил: "Рав Штейнман, конечно же. Последние двадцать лет я не двигаю рукой без его указания или благословения". Я могу незначительно ошибиться, но за 99% точность цитаты ручаюсь. И тут само собой сформулировалось что меня больше всего напрягает в ультрарелигиозных партиях в израильской политике.

Я всегда спокойно относился к секторальным партиям. Парламент совершенно логично должен состоять из представителей любой достаточно большой группы граждан, будь то нежелающие служить, или ратующие за однополые браки, или неработающие по субботам, или борющиеся за любой другой вид и форму якобы равноправия. У парламентариев есть возможность отстаиваить интересы своей группы нормальным, демократическим путем: обсуждением в комитетах, переговорами, голосованием.

Да, размер партии имеет значение, так как меньшинство в итоге подчиняется большинству, но тем не менее, у каждого депутата есть возможность быть услышанным. Часто в рабочие варианты законопроектов вносятся такие замечания и дополнения, о которых большинство даже и не подумало бы изначально. Когда в парламентском комитете по образованию обсуждались электронные книги, я (разумеется) внимательно читал все протоколы, тем более, что наш проект с университетом лежал в основе развернутого отчета для работы комиссии. Могу сказать со всей определенностью: обсуждения были глубокими, здравыми, очень разносторонними и строго по существу (по-видимому, вода, политика, базарная торговля и идиотизм проявляются гораздо позже, на публичных стадиях законопроектов). Это возможно не в последнюю очередь благодаря разному бэкграунду и разным интересам членов комитета.

Я не вижу проблемы в самом нахождении ультрарелигиозных партиий в Кнессете. При остуствии каких-либо точек соприкосновения с этим сектором, я отдаю себе отчет в том, что он существует, а значит может и должен быть представлен. Проблема не в религиозности этих партий, а в автократичности.

К политической партии применимы похожие критерии, делающие ее политику эффективной и сбалансированной: при объединении по некоторым стратегическим пунктам, партии, тем не менее, состоят из разных людей с разным бэкграундом, интересами, доходами, воспитанием, талантами, разными представлениями о тактике и ближайших целях. Весь этот салат, вся создающаяся система сдержек и противовесов, создает по-настоящему демократические институты, устойчивые к мракобесию и сползанию в любую "ультра"-сторону.

Партия не может считаться здоровым демократическим институтом, если она состоит из депутатов, которые не открывают рот и не шевелятся до тех пор, пока Рав не скажет и не укажет. Какой бы "тоталитарной" не была светская партия, какая строгая партийная дисциплина в ней не культивировалась, ее лидер не является сувереном для депутатов! Такое было возможно при считанных диктаторско-мракобесных режимах, но не в демократической стране в XXI веке. Хотя в той же демократической стране в XXI веке депутаты Яадут Ха-Тора и ШАС не только соглашаются со своей марионеточной ролью, но с гордостью и постоянством об этом говорят публично!

Спрашивается, зачем Кнессету 7 депутатов от Яадут Ха-Тора, если их можно заменить одним равом Штейнманом? Зачем 11 депутатов ШАС, говорящих исключительно ртом Овадьи Йосефа? Что значительно хуже, раву Штейнману 99 лет, раву Йосефу — 93 года, а это значит, что при всем уважении к их (предположим) мегамозгу и жизненному опыту, плотным руководством занимаются, по-видимому, не они сами, но всяческие помощники и прочие приближенные к телу.

Вдумайтесь только: 18 депутатов-марионеток, контролируемых двумя столетними раввинами, 15% всего парламента демократической, повторюсь, страны в XXI веке! Я с большим удовлетворением читал про раскол между ШАС и Амсалемом, про борьбу Дери с Ишаем — робкие и безуспешные пока попытки проявить собственное мнение и сломать абсолютное подчинение. Надеюсь, таких попыток будет все больше. А депутатов, которые открыто заявляют "Рав нам скажет наше мнение по этому вопросу", надо бы гнать из парламента ссаными тряпками уже сегодня.
Tags: израиль, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments