Igor (digest) wrote,
Igor
digest

Реклама массового поражения

Как и ожидалось, ни одна газета, ни один телеканал и ни один уважающий себя топ-блогер не обошли вниманием iPad. Про наблюдение за наблюдающими я уже писал, и до сих пор меня скорее забавляла дошедшая до полного абсурда рекламная и медийная вакханалия. Обычное слово "реклама" уже давно не отражает столь глобально-обильную промывку мозгов, это уже Реклама Массового Поражения какая-то! До сих пор она забавляла, а сегодня она тревожит. И в отличие от Гондураса, который нужно просто "не чесать", происходящее затргаивает меня лично, как в профессиональном, так и в эмоциональном плане.

Мне совершенно не интересен спор о тактико-технических характеристиках iPad, как и его сравнительный анализ с ближайшими и далекими конкурентами. Пусть это будет уделом сотен комментариев в священных войнах макдрочеров с макхейтерами. Напрягает другое: полная авторитарность Apple в смысле контроля и за аппликациями, как в iPhone, и за контентом в целом, от книг до газет и журналов. Обсуждать надо реализацию бизнес-модели, все эти iTunes, iBooks, iApps, а не наличие или отсутствие разъема для внешней памяти! Ведь все характеристики яблочных гаджетов вылизаны и выхолощены для этого авторитарного, монопольного, единственного канала купить/скачать/синхронизировать контент, а отсутствие внешней памяти, нормального USB или Adobe Flash есть лишь иногда прямое, иногда менее прямое следствие. В ваших устройствах будет лишь то, что разрешил iBigBrother и ни битом больше. Так задумано, так спроектировано, так произведено.

Меня безмерно удивляет практически полный обход этой проблемы стороной. Многие люди, замечающие авторитаризм в примесях, близких к гомеопатическим, закипающие от одной только мысли о каком-либо ограничении свобод, предпочитают поддерживать чудовищный по своей интенсивности и столь же бессмысленный шум вокруг нового гаджета. Кто стоял первым в очереди на iPad? Кто первым сфотографировал того, кто первым взял интервью у того, кто первым выложил в сеть первое открытие коробки с iPad (см. наблюдение за наблюдающими)? Они не сообщают о том, что цензоры App Store не пропустили (или, еще хуже, удалили) аппликации, содержащие изображения сисек (в хорошем смысле этого слова), картинки с серпом и молотом или чего там еще господам? дамам? цензорам не нравилось. Кто из вас писал или знает, что Apple тупо не пропускает в App Store браузер Opera Mini? Большой Брат никак не может разрешить неконтролируемый информационный канал!

Почему Антон Носик, острое перо которого проходилось по любому не Брату даже – братцу – за куда более мелкие и наивные попытки контролировать информацию, вместо едкого «Кто вы вообще такие, цензоры Apple?» вступает в хоровод: iPad (судя по комментариям, тогда еще не дошедший до адресата) анонсируется героем семинара на журфаке МГУ. Ужас заключается не в том, что Антон заочно убежден в знаковости гаджета: если уж известный гаджетоман позволяет себе судить о величии устройства, не видя его, то чего ожидать от стоящих сутки в очереди на Пятой авеню леммингов? Ужас в том, что он признает будущее за бизнес-моделью Эппла и ее способом доставки контента.

Попытаюсь объяснить, почему тревога появилась именно сейчас. Для старых iPod магазин iTunes не был эксклюзивным магазином музыки. Для iPhone/нового iPod App Store стал уже эксклюзивным магазином аппликаций, но ограничения в аппликациях, повторюсь, меня не трогали. В мире полно закрытых программных систем и никакой опасности они не представляют, разве что неудобство для пользователей (и это их свободный выбор). Сегодня Реклама Массового Поражения твердит о революции в масс-медиа, а эксклюзивность плюс масс-медиа -- это очень опасное сочетание. Газеты и журналы пытаются лечь под любого рисующего им светлое будущее и обещающего "пиццотыщ" клиентов. Все до единого издатели бумажной продукции растеряны, разобщены и толком не знают, с чем есть внезапно свалившуюся на них paperless-революцию.

Справедливости ради следует заметить, что первым закрытую и эксклюзивную систему в издательском бизнесе начал применять не Джобс, а другой "великий антрепренер" -- Джефф Безос (до него еще была Sony, но та от безысходности "исправилась"). Однако при всей тогдашней килотонной силе рекламы Kindle, ей весьма далеко до сегодняшних эппловских мегатонн. Восхищенные читалкой специалисты, тем не менее, находили в себе силы критиковать закрытость формата и собственный амазоновский DRM. Кроме того, Amazon не пыталась регулировать контент: New York Times транслирует в Кindle голый текст для подписчиков, в отличие от Apple, старающейся оперировать аппликациями, которые пропускают или не пропускают загадочные цензоры. А главное, критиков авторитаризма Apple почти не слышно: кругом одни только стоны либо оргазма, либо разочарования (давай USB и отвязку от iTunes!).

Не будет вам отвязки от iTunes, милые мои. Стив Джобс единственный, кто имеет право решать будете вы читать Кирьят-Малахи Таймс, или не будете. А если и будете, то на каких условиях. И судя по прошлым неоднократным событиям, широко известному в Живом Журнале исследованию Размерные характеристики молочных желез девушек-славянок 17-20 лет хода на контролируемые Джобсом контент-серверы не будет.

Это не свобода копировать MP3 файлы любимой аппликацией. Это просто свобода. Безусловная.

Имея почти двухгодичный опыт тесного общения с книгоиздателями, я до сих пор удивляюсь их консервативности. iPad их пугает до икоты. Могу ли я, как предоставляющий им некий комплексный сервис, обещать поддержку их контента в iPad? Нет, не могу. Мою аппликацию должна будет пропустить цензура App Store (а контент – неопределенная цензура iBooks), а поручиться за это не может никто, особенно для –- как там они хитро юридически определяют –- "аппликации, конкурирующей со встроенным функционалом".

Многие скажут: это свободный рынок. Есть и будут конкуренты. Жизнь расставит все по своим местам. Я отвечу: да. Я, собственно, и не паникую. Лишь тревожусь, так как шум значительно превышает норму. У Джобса фантастические возможности воздействия на пишущую братию, у которой, в свою очередь, фантастические возможности воздействия на потребителей. Все это приведет к тому, что у Кирьят-Малахи Таймс свободы не останется. И у ее читателей не останется. Цепная реакция Рекламы Массового Поражения.

Идеальная бизнес-модель Стива Джобса безусловно нежизнеспособна. В США есть антимонопольная дубинка, в Европе Опера может нажаловаться в ЕС, как уже успешно делала в отношении Internet Explorer. Apple не превратится в Большого Брата. Я лишь хочу, чтобы этому превращению помешал не регулятор, а наш потребительский голос-кошелек. А посему, с тяжелым сердцем желаю провала весьма симпатичному мне устройству по имени iPad. Dixi.
Tags: гаджеты, критика, эппл
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments